Петрушка и Шагал, как два уникальных продукта культуры России
Сахаровский фестиваль завершился вчера грандиозным и феерическим концертом «Виртуозов Москвы», но об этом завтра.
А пока, догоняя прошлое, про «День Франции» и инновационный проект, синтетически объединивший видео и музыку - его представил Михаил Рудь.
Немного контекста к тексту. Некоторое время назад социологи и политтехнологи обратили внимание на феномен – кто бы ты ни был по национальности, за пределами России тебя все равно назовут русским. Даже если ты, скажем, аварец. Так и запишут, если что в протокол : «русский, аварского происхождения». Бороться и не признавать этого не то, чтобы нельзя – бессмысленно. Как выделять жидкость навстречу ветру. Примерно такая же история с культурой России, как «до» революционной, так и «пост». Миром она опознается как российская. МЫ все, как россияне. Занятно, что в нашем менталитете это до сих пор не так. Не срастается перелом 1917-го. Болит, мучает, есть угроза загноения и возможных ампутаций, но о лечении мало кто думает. Напротив, думают о том, «не отрезать ли европейскую и мировую часть русской культуры от целого?» Есть существенное опасение, что получится как в том анекдоте: «Крокодилу Гене отрубили хвост… Как? По самую голову!»
Теперь про само событие. Сергей Дягилев открыл миру замечательного русского композитора - Игоря Федоровича Стравинского. «Русские сезоны» шли 20 лет, начиная с 1908 года, с большим успехом, особенно во Франции и Великобритании, с стали тем, что прославило русскую культуру. Они вписали нас в европейский и мировой культурный контекст, не в меньшей степени, чем Пушкин и Достоевский, Чехов и Горький. Заодно и позволили сохранить эту часть русской культуры для наших дней, невзирая на все политические и социальные коллизии в жизни Российской империи - СССР - России. Лично я, и, как мне кажется, еще и тысячи культурных людей в России благодарны Франции за то, что там наша культура и ее деятели ВЫЖИЛИ, а культурное достояние России сохранено. Кто-то понимает это сейчас, до иных эта простая мысль доберется через дремучий лес образования и менталитета существенно позже. Но ситуация объективна и реальна. Поэтому на Сахаровским фестивале – празднике непобедимой культуры во времена ее общественного отрицания, было так уместно вспомнить о Франции и Петрушке Стравинского.
Михаил Рудь, блистательный и филигранный пианист, представил нам не только музыку, но и фильм. Синтез жанров - вот в чем инновация. Живая музыка и видео с кукольным и театральным представлением по мотивам всемирно известного балета – жемчужины русских сезонов. Что в том спектакле? Любовь! История столкновения хрупкого чувства с жестокой грубостью жизни. Смерть и бессмертие, и утверждение в нас самих высоких и непреложных истин, сопереживая которым мы страдаем и радуемся их новому рождению в наших душах… Мне, кажется, так.
Второе отделение было отдано Марку Шагалу, тому, что стало для мира продолжением развития русской культуры. Как сказал Михаил после концерта, отвечая на мой вопрос: «Я был знаком с Марком Шагалом лично, с его 90 до 98 лет, практически до самых последних дней. Когда мы познакомились, мне было всего 23 и ему было очень интересно знать, что происходит на Родине, в России на самом деле. Если бы видели Шагала, то вы бы понимали, что перед вами стоит абсолютно русский человек. Хотя верующим в традиционном смысле Шагал не был. Его всегда окружала тайна, и сопутствующая ей некоторая закрытость по отношению к миру. При этом про него можно было сказать – он добрый волшебник. Он любил прекрасное. Он изучал русскую икону и греческие рисунки, искусство витражей, и, на мой взгляд, является самым лучшим их создателем, из тех чье авторство бесспорно и очевидно. Он реализовывал свою концепцию синтетического искусства всю свою жизнь, начиная от декораций Еврейского театра до самых последних дней, превратив свой дом в музей, где даже, например, фортепиано расписано им в собственном неповторимом стиле… Шагал всегда работал под музыку. В молодости он заводил граммофон и слушал классику, в процессе работы. Его любимые композиторы и произведения, а это мне хорошо известно, поскольку я часто играл их по его просьбе, и составили во многом музыкальный ряд, под который и происходит показ эскизов Марка Шагала к плафону Парижской Оперы. Их оказалось 14, к известному изображению. Они полны фантазией и свободой, которой куда меньше в его законченной вещи».
Фильм по идее Михаила создан им совместно с Матильдой Жерми, по просьбе дочери, и буден представлен в Национальном центре искусства и культуры имени Жоржа Помпиду этой осенью. Анимационный видеоряд сделан по эскизам Марка Шагала к плафону Парижской Оперы. Создателей консультировал Юрий Борисович Норштейн - мультипликатор, чье имя так же в мире не нуждается в особом представлении.
Главное, что мне кажется, удалось создателям фильма – воспроизвести процесс мышления художника, приоткрыть дверь в его мир фантазий и духовных поисков. Мир, в котором нет национальностей ни у добра, ни у зла, а есть только мучительные или радостные воплощения древних мифов в людей и животных, в демонов и ангелов.
Зал аплодировал долго. Михаил Рудь играл на бис дважды. Во второй раз – «Печальных птиц» Мориса Равеля. Но первое, что он повторил - чудесное исполнение мелодии из оперы Кристофа Виллибальда фон Глюка «Орфей и Эвридика», с которой собственно, и начинается анимационный фильм об эскизах Шагала…
Ну чем не вечный сюжет? Когда прекрасное спускается в ад? В самую гущу страстей и жизни? Узнаваемо?
P.S. Для справки: «Плафон знаменитого парижского театра Гранд-Опера ("дворец Гарнье") Марк Шагал расписал в 1964 году. Сочетание яркой и экспрессивной авангардистской живописи Шагала с барочными интерьерами театра производит неизгладимое впечатление».
P.S.S. Опять же для справки: «Центр имени Жоржа Помпиду является третьей по посещаемости культурной достопримечательностью во Франции после Лувра и Эйфелевой башни. В 2006 году музей посетило 6,6 миллионов человек. Центр Помпиду включает в себя парижский Музей современного искусства, большую библиотеку, концертные и выставочные залы, Институт исследования и координации акустики и музыки. Справа от Центра Помпиду небольшую площадь имени Игоря Стравинского украшает одноимённый фонтан».
http://igorigor.nnov.org/petrushka-i-shagal--kak-dva-unikal-nih-produkta-kul-turi-rossii
А пока, догоняя прошлое, про «День Франции» и инновационный проект, синтетически объединивший видео и музыку - его представил Михаил Рудь.
Немного контекста к тексту. Некоторое время назад социологи и политтехнологи обратили внимание на феномен – кто бы ты ни был по национальности, за пределами России тебя все равно назовут русским. Даже если ты, скажем, аварец. Так и запишут, если что в протокол : «русский, аварского происхождения». Бороться и не признавать этого не то, чтобы нельзя – бессмысленно. Как выделять жидкость навстречу ветру. Примерно такая же история с культурой России, как «до» революционной, так и «пост». Миром она опознается как российская. МЫ все, как россияне. Занятно, что в нашем менталитете это до сих пор не так. Не срастается перелом 1917-го. Болит, мучает, есть угроза загноения и возможных ампутаций, но о лечении мало кто думает. Напротив, думают о том, «не отрезать ли европейскую и мировую часть русской культуры от целого?» Есть существенное опасение, что получится как в том анекдоте: «Крокодилу Гене отрубили хвост… Как? По самую голову!»
Теперь про само событие. Сергей Дягилев открыл миру замечательного русского композитора - Игоря Федоровича Стравинского. «Русские сезоны» шли 20 лет, начиная с 1908 года, с большим успехом, особенно во Франции и Великобритании, с стали тем, что прославило русскую культуру. Они вписали нас в европейский и мировой культурный контекст, не в меньшей степени, чем Пушкин и Достоевский, Чехов и Горький. Заодно и позволили сохранить эту часть русской культуры для наших дней, невзирая на все политические и социальные коллизии в жизни Российской империи - СССР - России. Лично я, и, как мне кажется, еще и тысячи культурных людей в России благодарны Франции за то, что там наша культура и ее деятели ВЫЖИЛИ, а культурное достояние России сохранено. Кто-то понимает это сейчас, до иных эта простая мысль доберется через дремучий лес образования и менталитета существенно позже. Но ситуация объективна и реальна. Поэтому на Сахаровским фестивале – празднике непобедимой культуры во времена ее общественного отрицания, было так уместно вспомнить о Франции и Петрушке Стравинского.
Михаил Рудь, блистательный и филигранный пианист, представил нам не только музыку, но и фильм. Синтез жанров - вот в чем инновация. Живая музыка и видео с кукольным и театральным представлением по мотивам всемирно известного балета – жемчужины русских сезонов. Что в том спектакле? Любовь! История столкновения хрупкого чувства с жестокой грубостью жизни. Смерть и бессмертие, и утверждение в нас самих высоких и непреложных истин, сопереживая которым мы страдаем и радуемся их новому рождению в наших душах… Мне, кажется, так.
Второе отделение было отдано Марку Шагалу, тому, что стало для мира продолжением развития русской культуры. Как сказал Михаил после концерта, отвечая на мой вопрос: «Я был знаком с Марком Шагалом лично, с его 90 до 98 лет, практически до самых последних дней. Когда мы познакомились, мне было всего 23 и ему было очень интересно знать, что происходит на Родине, в России на самом деле. Если бы видели Шагала, то вы бы понимали, что перед вами стоит абсолютно русский человек. Хотя верующим в традиционном смысле Шагал не был. Его всегда окружала тайна, и сопутствующая ей некоторая закрытость по отношению к миру. При этом про него можно было сказать – он добрый волшебник. Он любил прекрасное. Он изучал русскую икону и греческие рисунки, искусство витражей, и, на мой взгляд, является самым лучшим их создателем, из тех чье авторство бесспорно и очевидно. Он реализовывал свою концепцию синтетического искусства всю свою жизнь, начиная от декораций Еврейского театра до самых последних дней, превратив свой дом в музей, где даже, например, фортепиано расписано им в собственном неповторимом стиле… Шагал всегда работал под музыку. В молодости он заводил граммофон и слушал классику, в процессе работы. Его любимые композиторы и произведения, а это мне хорошо известно, поскольку я часто играл их по его просьбе, и составили во многом музыкальный ряд, под который и происходит показ эскизов Марка Шагала к плафону Парижской Оперы. Их оказалось 14, к известному изображению. Они полны фантазией и свободой, которой куда меньше в его законченной вещи».
Фильм по идее Михаила создан им совместно с Матильдой Жерми, по просьбе дочери, и буден представлен в Национальном центре искусства и культуры имени Жоржа Помпиду этой осенью. Анимационный видеоряд сделан по эскизам Марка Шагала к плафону Парижской Оперы. Создателей консультировал Юрий Борисович Норштейн - мультипликатор, чье имя так же в мире не нуждается в особом представлении.
Главное, что мне кажется, удалось создателям фильма – воспроизвести процесс мышления художника, приоткрыть дверь в его мир фантазий и духовных поисков. Мир, в котором нет национальностей ни у добра, ни у зла, а есть только мучительные или радостные воплощения древних мифов в людей и животных, в демонов и ангелов.
Зал аплодировал долго. Михаил Рудь играл на бис дважды. Во второй раз – «Печальных птиц» Мориса Равеля. Но первое, что он повторил - чудесное исполнение мелодии из оперы Кристофа Виллибальда фон Глюка «Орфей и Эвридика», с которой собственно, и начинается анимационный фильм об эскизах Шагала…
Ну чем не вечный сюжет? Когда прекрасное спускается в ад? В самую гущу страстей и жизни? Узнаваемо?
P.S. Для справки: «Плафон знаменитого парижского театра Гранд-Опера ("дворец Гарнье") Марк Шагал расписал в 1964 году. Сочетание яркой и экспрессивной авангардистской живописи Шагала с барочными интерьерами театра производит неизгладимое впечатление».
P.S.S. Опять же для справки: «Центр имени Жоржа Помпиду является третьей по посещаемости культурной достопримечательностью во Франции после Лувра и Эйфелевой башни. В 2006 году музей посетило 6,6 миллионов человек. Центр Помпиду включает в себя парижский Музей современного искусства, большую библиотеку, концертные и выставочные залы, Институт исследования и координации акустики и музыки. Справа от Центра Помпиду небольшую площадь имени Игоря Стравинского украшает одноимённый фонтан».
http://igorigor.nnov.org/petrushka-i-shagal--kak-dva-unikal-nih-produkta-kul-turi-rossii
→ Петрушка и Шагал, как два уникальных продукта культуры России
Оставить комментарий
Группа
Группа посвящена культурному времяпрепровождению в Нижнем Новгороде. Здесь будут публиковаться рецензии на фильмы и спектакли, анонсы мероприятий и предстоящих событий, вестись обсуждение.
Парк культуры
Группа посвящена культурному времяпрепровождению в Нижнем Новгороде. Здесь будут публиковаться рецензии на фильмы и спектакли, анонсы мероприятий и предстоящих событий, вестись обсуждение.
Записи по тегам
300 спартанцев
Aaron Paul
Need for Speed
Skrillex
spidy
The Uchpochmack
Аарон Пол
Большое козино
Жажда скорости
Земфира
Империя Грёз
Капитан Америка
Первый мститель
Синема_Парк
Фестиваль AFP
картина Н. А. Кошелева «Погребение Христа»
кино
нижегородский государственный художественный музей
рецензия
синема парк