Парк культуры

Пасхальный приезд Валерия Гергиева – музыкальная молитва

IG0RZAYTSEV10.05.2014 в 21:19


Главное впечатление от встречи с Гергиевым у меня очень простое – он Великий музыкант, и - это безусловно. Все остальное – и его гражданская позиция и сам, собственно, концерт, и все, что с этим связано, в приложениях и опциях…


Теперь подробнее. Пресс-конференция. Она задержалась на 40 минут, и томимые неопределенностью журналисты судили и гадали с чем же это связано. Но недоумение осталось без объяснений, когда Валерий Абисалович вышел под телекамеры и микрофоны моих коллег, в сопровождении бессменного руководителя «Нижегородской Государственной Академической филармонии им. М. Ростроповича» Ольги Томиной, вопроса на тему произошедшей задержки не прозвучало, были темы поинтереснее. Не знаю мистика это или фантастика, но всё, о чем я хотел его спросить, прозвучало и его речи само собой, как будто он читал мои мысли. О самом Пасхальном туре - он был задуман как большой цикл концертов. Московский пасхальный фестиваль этого года включил в себя не только разнообразные музыкальные события в Москве, но и в Сибири. Причем не только в концертных залах, но и в военных гарнизонах, в домах офицеров. Это акция музыкально-патриотическая. Так Гергиев видит свою миссию музыканта, хотя слово «миссия» из его уст не звучала, но то, что он делает иначе не назвать. Причем та нагрузка, которую он себе дает, не только себе, но и своим музыкантам колоссальна. В эти дни ему исполнилось (2 мая) 62 года - уже сами переезды сами по себе, большой стресс и нагрузка. Но все помогает преодолеть музыка. В ходе пресс-конференции он оживился, и стало явно проявляться его огромное человеческое обаяние. Через фокус объектива мне отчетливо увиделось его заметное сходство с Жан-Полем Бельмондо… А так же европейский шарм и лоск, при гамбургской небритости (гамбургский стиль, или французский non chalon) выдавал в нем, главном дирижёре Лондонского симфонического оркестра и, для кого-то нонсенс, российском патриоте, конечно, человека мира и европейской культуры. Вот тут как раз уместно пояснить гражданскую позицию Валерия Гергиева. По его мнению «маски сброшены». Недоброжелатели России проявили свое лицо. Реакция Европы на Крым и российско-украинские дела его не пугает. Как человек, выросший во Владикавказе, в Северной Осетии, и близко принявший грузино-южно-осетинский конфликт, причем находясь, что называется в «эпицентре» событий, он свою позицию сформировал. Она у него вполне определенная и изменять как-то её он не собирается. Он очень надеется, что западные оценки событий, со временем, начнут изменяться на более объективные. Так уже было во время вооружённого конфликта в Южной Осетии, в августе 2008, так, по его мнению, случится и ныне.
Разумеется, что вопрос о хорах был главным. Идея создания хоров с 1000 участников была высказана им Путину, в ходе заседания Президентского совета по культуре, и тот сразу же её поддержал. Изначально ориентация была на Олимпиаду, на детский хор, который должен символизировал будущее, которое Гергиев не считает правильным отдавать «рок-попсе»… (Оставлю это, ИМХО, спорное утверждение без комментариев). В рамках его видения музыкальной культуры, он считает музыку Чудом, а исполнение музыкального произведения своего рода добрым волшебством, магическим действием. Голос считает лучшим инструментом, особенно, если это голос ребенка. Поэтому ему кажется важным, чтобы дети России начали петь, чтобы в каждом крупном городе России был хор с 1000 голосов. Сам закончивший знаменитую школу №5, города Владикавказа, (среди ее выпускников, например, Вахтангов) он с гордость рассказывал о своем участии в школьном хоре, и об уроках рисования, как необходимом минимуме, для эстетического развития ребенка. Вопрос упирается в инфраструктуру, нужны залы способные вместить 1000 участников хора на сцене и зрителей… Да еще бы и с хорошей акустикой! Таких залов за пределами Москвы и Санкт-Петербурга нет. Их необходимо строить. Об этом он собирался переговорить с губернатором Нижегородской области Валерием Шанцевым, разговор состоялся, но сначала о концерте.
На сцену «Нижегородской Государственной Академической филармонии им. М. Ростроповича» вышел коллектив «Страдивари-ансамбль» Мариинского театра – это более 30 музыкантов играющих на инструментах работы Амати, Страдивари, Гварнери, Гваданини и Гофриллера. Струнные инструменты, созданные мастерами всемирно известной кремонской школы, обладают удивительно теплыми и богатыми тембральными окрасками, поэтому звучание привычной вроде бы классики получается уникальным. Всего три музыкальных произведения прозвучали на этот раз в качестве подарка нижегородским слушателям. Но это были подлинные музыкальные поэмы. «Ночная серенада» Вольфганга Моцарта, «Holberg Suite» Эдварда Грига, и «Серенада для струнного оркестра до мажор» Петра Чайковского, все они, по словам Геннадия Рябова, Президента Нижегородского государственного лингвистического университета имени Н. А. Добролюбова, являются жемчужинами мировой струнной классики. Уже просто услышать их особое наслаждение, тем более в таком исполнении и звучании.
Не сразу, но пространство зала филармонии стало, как будто более воздушным, возникло ощущение «открытых небес». То самое, когда слушатель забывает обо всем, кроме льющихся звуков и наполняющих не только слух, но и душу, божественных музыкальных гармоний…
Стало понятно, почему именно эти произведения, ни как не связанные с религией или пасхальной темой, выбраны маэстро для программы фестиваля. Мне кажется, что моя догадка уместна – уникальные молитвенные интонации звучат очень явно, особенно у Чайковского. Ночное время, (а без сомнения тема ночи, именно она связывает все три авторские произведения воедино), вероятно лучшее время для личного молитвенного обращения человеческой души к Господу. К НЕ бесам… И вот эта очень личная интонация и звучание его внутреннего обращения к высшим мирам и гармониям и подарил нам, нижегородцам, как чудо, добрый волшебник Валерий Гергиев… Зал аплодировал стоя.

Уместно о дальнейшем написать в виде Постскриптума…
P.S. Далее состоялась встреча двух Валериев – Гергиева и Шанцева. Губернатор Нижегородской области не только прошел с Великом маэстро под руку по территории Нижегородского кремля, рассказав ему лично о достопримечательностях, но и состоялся тот самый разговор о новом концертном зале для хора… Кортеж губернаторский крался следом, а журналистская братия ловила редкие кадры… Насколько можно было слышать, суть разговора свелась к следующему: Губернатор озабочен поиском средств на постройку нового здания оперного театра. Идея ищет своей реализации с первых дней прихода на работу Шанцева в Нижегородскую область. Но до высокой культуры пока финансирование, как впрочем, и можно было предположить, доходит не в первую очередь… Есть обнадеживающие вести о том, что с постройкой нового храма искусства частично может помочь федеральный бюджет. И это было бы хорошо, поскольку, добавлю, от себя, финансы ныне в области поют не оперу, не оперетту, а именно «романсы…» (Мы уже вошли в число шести регионов с самым большим госдолгом в России). Так, что новый зал Гергиеву был, конечно, в перспективе обещан, но в виде обещания о нем подумать…
Прогулка по кремлю завершилась подходом к панно, с портретами Героев Советского союза, нижегородцев - участников Великой Отечественной войны. Дарением подарка, уместного, к недавнему Дню рождения маэстро. Набор из посуды работы мастеров нижегородской «Казаковской филиграни» вызвал у Гергиева подлинную мальчишескую радость. Для уроженца Кавказа, ИМХО, все красивое металлическое представляется особо ценным, глаза Великого музыканта сначала расширились, за тем «загорелись», а потом он даже зажмурился от удовольствия. Визит в Нижний удался. И даже мне подумалось о том, что традиции гостеприимства, это не так уж и плохо, если от них хорошим людям иногда бывает хорошо.


Пасхальный приезд Валерия Гергиева – музыкальная молитва


Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).


Группа

Парк культуры


Группа посвящена культурному времяпрепровождению в Нижнем Новгороде. Здесь будут публиковаться рецензии на фильмы и спектакли, анонсы мероприятий и предстоящих событий, вестись обсуждение.